Здравствуй, ЛОШАДЬ!
(Дневник новичка, пытающегося понять лошадь и научиться ездить верхом)
У каждого человека, решившего заниматься верховой ездой, конечно, был свой мотив и своя дорога к совершенствованию. Лошадь разные люди воспринимают тоже по-разному. Я опишу здесь свои чувства, мысли, ощущения, возникавшие как на тренировках, так и в отношениях с лошадьми. Отмечу, что я пыталась взглянуть на мир глазами лошади, понять это грациозное животное, наладить с ним эмоциональный контакт. Надо ли это делать другим – решать не мне. Это выбор каждого человека: просто поскакать верхом или пообщаться с лошадью, получив прилив бодрости, хорошего настроения и любви.
Занятие 1.
Так как раньше я никогда не занималась с лошадьми и не знала, «что это за существо, какова его душевная сущность», то за несколько дней до первой тренировки перечитала много материала про лошадей. Узнала о том, каким они видят мир, как воспринимают человека, какова их «мимика», «язык ржания», как установить эмоциональный контакт с ними...
Пришла на первое занятие. Мне кратко рассказали основы «техники безопасности» и показали лошадь, на которой пройдет моя первая тренировка. Первые мысли: «Так вот ты какая, ЛОШАДЬ!..». Заглянула в ее глаза и поняла, что я для нее – такое же «чудо природы», как и она для меня. Это сильное грациозное животное так же волнуется, как и я: «Что же ожидать от этого «чуда», ходящего на двух ногах, а две другие ноги заканчиваются не одним копытом, а целыми пятью, только очень «хрупкими» против моего», – наверное, так думала лошадь, оценивая меня.
Я начала чистить представителя лошадиного племени, выбранного моим инструктором мне в учителя. Лошадь повела взглядом, немного напрягла мышцы спины, уши развернулись в стороны, прижались к голове... Она как бы спрашивала: «Ты меня коснулась своим рассеченным пятипалым копытом. Что ты хочешь со мною сделать? Не опасно ли стоять с тобой рядом, не съешь ли ты меня, как это проделывают с нами, лошадьми, хищники? Может, тебя пора лягнуть? Или ты – тоже лошадь, только маленькая, и над тобой «злобно подшутила генетика»? Можно ли тебе доверять?» В этот момент я заговорила с лошадью. Постепенно исчезла моя напряженность, вызванная голосом инстинкта самосохранения: «Держи ухо востро и опасайся копыт!» Я успокоилась, продолжая разговаривать с Радой, моей первой учительницей-лошадью. И, привыкая к моему голосу, она позволила мне чистить себя.
Вот я села верхом. «Ой, как высоко и без опоры! Даже за седло держаться нельзя! А этот зверь еще и двигается! Ох, Радочка, как же на тебе усидеть-то, не раскачиваясь из стороны в сторону, без риска оказаться на земле вместо твоей спины?» - подобные мысли, наверное, посещают всех начинающих. Я не оказалась исключением. Спасительное указание инструктора: «Вес должен равномерно распределяться на шлюсс и ступни». Так, распределили. Теперь самое главное – крепко обхватить рёбра лошади ногами. С непривычки это совсем нелегко. Ладно, обхватила. Раздается команда: «Дай посыл лошади!» Судорожно думаю, как же «двигать» шенкелями, не нарушая равновесия…
Вечером мышцы ног пропели мне «хвалебную песню». «Ничего, - успокоила я себя,- «болят – значит, они есть!»
Занятие 2.
Боль в мышцах ног прошла. Пытаюсь «поймать» темп лошади при движении рысью и облегчаться в такт ее движений. «Раз – встать в стременах, «и» – задержаться ... Раз – и, раз – и...» - раздается в голове голос инструктора. Получается не всегда «впопад», но пытаюсь осмысливать полученные указания. Какой же тяжелый труд у инструктора: объяснить новичку, что и КАК надо делать на тренировке по верховой езде! Но понять «теоретически» команды: «дай посыл лошади», «облегчайся» и т.п. и выполнить это практически – разные вещи. Начинающему «чайнику» сложно соотнести теоретические знания с практическими умениями. Однако коль поставила цель научиться ездить верхом и понимать лошадь, то уж будь добра, выполняй.
Занятие 3.
Стараюсь контролировать: лошадь голову – вперед, руки – вперед. «Что в это время происходит со спиною», - спрашиваю себя, - «выгибается, наверное. Правильно ли я двигаюсь? Не мешаю ли я лошади, не успевая вовремя подать руки вперед? Мешаю, конечно». Рысь… «Противное» стремя убегает от ноги. Рада, умнейшее животное, ждет, пока я нащупаю его, вставлю ногу, сяду увереннее. Все объяснения инструктора стараюсь осмыслить и выполнить на практике. Кое-что начинает получаться.
К вечеру напомнили о себе мышцы спины. «Ах, вот вы где! Проснулись, родимые. Значит, спиною все-таки работала!»
Занятие 4.
Спина болеть перестала. Пытаюсь понять, что значить «работать поясницей», но теряю ритм, и получается «смазанный рисунок, а не шедевр». От собственной непонятливости появляется неуверенность и злость на себя: «Ну что же ты? Говорят же тебе: «Работай поясницей!» - так думай, где она у тебя находится, какие мышцы должны работать!»
Поблагодарив лошадь морковкой за уроки и великое терпение к «непонятливому новичку», приласкав ее, протерев ей потную спину, отправляюсь домой.
Всю неделю пыталась заставить мышцы спины работать, пыталась сочетать «подачу рук вперед» с движением спины и поясницы. Иногда казалось, что получается. Ждала с нетерпением новой тренировки.
Занятие 5.
«Ну, привет, Радочка, милая моя лошадка! Попробуем вновь сработаться: я постараюсь помочь тебе, двигаясь с тобою в такт». Рада повернула ко мне голову, навострила уши, с легкой усмешкой фыркнула: «Ну-ну, будущий мастер верховой езды, попробуй-попробуй!» Начали движение. Мысли, как рой пчел, кружатся: «Лошадь голову – вперед, руки – вперед, выгибаем спину, работаем поясницей... Ты же тренировалась дома, начинающая наездница, хотя и без лошади, но теперь ты сидишь верхом, так покажи, как надо!» А тут еще рысь! Облегчаюсь в такт движениям лошади. А кентерочком? Надо дать посыл лошади. Пытаюсь. Рада лишь фыркает: «Что? Кентерочком, говоришь? Не рановато ли?». Идем рысью.
Утром следующего дня я почувствовала боль в мышцах брюшного пресса. Меня осенило: кроме ног, спины должен работать еще пресс! Вот такие открытия и помогают развиваться!
Занятие 6.
Начинает получаться! Увереннее стала посадка, облегчаюсь при движении рысью. Оказывается, есть шанс совершенствования. Не только лошадь моя – молодец, но и я тоже! Все указания инструктора необходимо пропускать «через голову», т.е. думать, что означает «работать поясницей» и т.п. Я поверила в успех моих занятий верховой ездой!
Занятие 7.
Совершенствую движения при езде рысью, периодически контролирую себя: лошадь голову – вперед, руки – вперед ...
Занятие 8.
Рысь, рысь, рысь... Более опытные наездники вместе со скачущим впереди инструктором прибавили темп. Моя Рада шла рысью. Мы сильно отставали от смены. На определенном этапе я все-таки «поймала» ее темп и ритм, начала облегчаться «в такт», и вдруг моя аккуратная учительница-лошадь «рванула» кентером. Это продолжалось не очень долго, но какие ощущения! Спасибо тебе, Рада! Моя вера в себя укрепилась.
Занятие 9,10.
Продолжаем совершенствовать рысь. На кентер Рада не переходит. Возможно, ей просто тяжело, вынашивая жеребенка, еще нести на своей спине наездника и при этом бежать быстро. А, может быть, это я не могу дать нормальный посыл лошади. Да, я действительно не осмеливаюсь сильно воздействовать шенкелями на жеребую кобылу, с одной стороны, а с другой – я не могу понять, как это надо делать, когда лошадь рысит (я стараюсь следовать указаниям инструктора, облегчаясь при движении этим аллюром, а перестать облегчаться и дать посыл – не получается). Значит, есть над чем работать.
Занятие 11.
Сегодня на тренировку пришел «новый новичок», и мою учительницу – лошадь дали ему. Первые мысли, посетившие меня в связи с этим: «Как? Мою изумительную, чуткую, горячо любимую Раду передают другому?! Рада, прелесть моя, неужели мы с тобой сегодня будем работать по раздельности? Как же я буду тренироваться без тебя? Ты так чутко реагируешь на мои «промахи», помогаешь их исправить, с тобой я чувствую себя безопасно. Сможет ли другая лошадь быть такой же внимательной к начинающему наезднику? Или она, эта другая лошадь, попытается «досадить» сидящему на своей спине и, почувствовав неуверенность человечка, будет навязывать «свою волю»? Можно ли доверять новой лошади, как я доверяла Раде? Смогу ли я чувствовать себя безопасно?»
Эти мысли промчались галопом, вызывая естественное волнение перед встречей с лошадью, которая будет выбрана моим инструктором для моего совершенствования в верховой езде. Я вошла к Мане, намереваясь установить с ней добрые отношения. Передо мной стояла серая в яблоках крупная, мощная лошадь, недоверчиво косившаяся на меня. Раздался громкий голос инстинкта самосохранения: «Осторожнее! Берегись копыт и зубов! Следи за мимикой!» Я почувствовала, что с этим существом нужно бы потратить больше времени на установление контакта. От Мани исходила стойкая эмоциональная волна недоверия (наверное, натерпелось это мощное физически создание от представителей человеческого племени!). Значит, надо ее успокоить, заслужить ее доверие. Эх, времени нет!..
Началась тренировка. Было непривычно в новом для меня седле (я успела привыкнуть к «драгунке»). Маня постоянно рвалась вперед, любое самое слабое прикосновение шенкелей воспринимала как сильнейший посыл (или хотела доказать мне, что именно она – главная, но никак не я?). В эти моменты мне казалось, что я могу все-таки дать посыл лошади (при езде на Раде мне это никогда не удавалось). Закралось сомнение (непонимание всегда рождает неуверенность). Внутренний голос подсказывал: «Не дай Мане понять свои сомнения! Это – не Рада: понесет в мгновение ока, глазом моргнуть не успеешь, как вылетишь из седла под копыта лошади. Возьми себя в руки!»
Мне приходилось постоянно сдерживать эту самоуверенную особу. «Ну, шлюссы, работайте! Мышцы ног, нужна ваша помощь: сожмите бока лошади, чтобы мне удержаться в седле и не пойти «на поводу» у Мани». Иногда от постоянного напряжения немели пальцы рук. Я начала разговаривать с серой в яблоках красоткой. Она навострила уши, прислушиваясь, но сбавить темп не особо-то пыталась. Я вспомнила, как Рада предупреждала меня об опасности, и постаралась скопировать ее фырканье. О чудо! Маня «снизила темп». Вот она остановилась. Я похвалила лошадь и смогла вернуть чувствительность пальцам. Появилась надежда, что с этой быстроногой своевольной красавицей можно «сработаться», но установлению эмоционального контакта с ней нужно уделять много времени.
Занятие 12.
Шла на тренировку с настроем продолжать работу с Маней. Подойдя к ней, обратила внимание, что у лошади травмирован правый глаз. Возникла мысль: «Как же ты, красавица, будешь работать, видя только половину мира?» Окликнув лошадь, подошла к ней, обняла за шею. Маня прижалась ко мне головой. Первые приветствия прошли успешно.
Начинаю чистку. При прикосновении щетки лошадь скосила здоровый глаз, прижала уши, подняла левую ногу. Болит спина, поняла я. «Будь начеку!» прошептал инстинкт самосохранения. «Ну что, Манечка?», - говорю лошади, - «Тебе больно? И поврежденный глаз вызывает дискомфорт. Не имея возможности хорошо видеть полмира, тебе, наверное, страшно? Не бойся: я – не лев, тебя не съем. Давай посмотрим, что у тебя». Маня, конечно, лошадь своенравная, но к чести ее сказать, она почувствовала, что ей не хотят причинить зло. Повернула голову, глядя на меня здоровым глазом, будто бы говоря: «Я ничего не имею против твоего присутствия рядом со мной, только не трогай спину и холку». Я погладила ее шею – лошадь стоит напряженно выжидающе, но без признаков агрессии. Разрешает даже чистить шею с боков, брюхо и передние ноги... Но как только пытаюсь коснуться щеткой верхней поверхности спины или холки, прижимает уши, пытается укусить. Если прекращаю – успокаивается. Новая попытка почистить спину и холку, вызывает раздражение животного: упорно пытается повернуться задом ко мне и лягнуть. Это очень сильная лошадь. Чтобы не дать ей возможности лягнуть «непонятливое, с ее точки зрения, существо», мне пришлось упереться спиной в стену и прямыми напряженными руками сдерживать ее, говоря низким строгим голосом: «Плохо, Маня! Прими!». Посопротивлявшись минуты три, которые показались мне вечностью, лошадь немного ослабила сопротивление, и я смогла проскользнуть мимо нее. Перед выходом я обернулась: «Маня! Выздоравливай, гордая неприступная королева!» Животное смотрело на меня без злобы. Тихо заржала, будто бы говоря: «Я же предупреждала тебя: не трогай холку. Я себя плохо чувствую. Ни до кого мне».
Лошадь дала понять, что беспричинным плохое поведение не бывает. Всему можно найти объяснение, если быть внимательным к животному. Но осторожность нужна всегда.
Эту тренировку мы работали со Златой (моя нежная спокойная Рада обучала «совсем новичка»). Я была несколько расстроена тем, что из-за физической боли Маня отказалась работать со мной, хотя и понимала ее состояние. Испытывала досаду и волнение. Но нельзя показывать свою неуверенность животному. Пришлось настраиваться на Злату. Вновь чувствую себя «чайник чайником». Cлежу за мимикой, реакцией на прикосновение... На тренировке опять: лошадь голову вперед – руки вперед, работать поясницей, шенкеля, шлюссы... Приходилось также постоянно следить за лошадью, вовремя реагировать. Злата – довольно резвая лошадка, пытающаяся постоянно обогнать впереди скачущую соплеменницу. В этот раз мне было приятно с ней работать. Как-то будет дальше?..
После тренировки поблагодарила «быстроногое Золотко» морковкой, пообщалась с милой сердцу Радой.
Непокорная самоуверенная Маня не выходила из головы. Интуиция подсказывала: «Не подойдешь к лошади, которая отказалась работать с тобой (по весьма веской, кстати, причине) – она тебя вообще не подпустит. Захожу к Мане. Она недоверчиво покосилась в мою сторону. Показываю пустые руки, разговаривая с больным животным. Погладила ее шею, она отнеслась спокойно к моим объятиям. Попыток агрессии с ее стороны не было. Я подкрепила такое дружеское поведение, дав ей морковь. Поднесла руку к холке, но не касалась ее. Маня покосилась на меня, выжидая: коснусь или нет; не касаясь холки, я легонько «потрепала» ее по шее. Дала еще морковь. На этом мы с ней расстались.
У меня появилось стойкое желание подружиться с этой гордой неприступной мощной красивой королевой Лошадиного царства. Так хочется, чтобы она смогла вновь поверить человеку, забыв все свои прошлые невзгоды. Догадываюсь, что это будет нелегко, но как знать…